Вторник, 23.04.2024, 10:58
IMPOSSIBLE IS NOTHING
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS      
Главная » 2012 » Май » 7 » Хлеба и кейсов
18:59
Хлеба и кейсов

Хлеба и кейсов

Как в России справляются с новым вызовом

Корреспондент iUni Лена Никуличева разбиралась в методике обучения по кейсам и выяснила, почему студенты Гарварда учатся на практике, а в России — все еще по учебникам.

Христофор Колумб Лэнгделл, декан Гарвардской школы права, в конце XIX века сделал важное открытие. И, в отличие от своего известного тёзки, ему не пришлось отправляться на поиски Индии — всё происходило в стенах его аудитории.

Пока другие преподаватели просто читали лекции, считая это свой главной задачей, Лэнгделл решил сменить тактику. Он стал раздавать судебные дела студентам и просил рассказать факты определенного дела и, например, аргумент истца. После чего студенты должны были предложить свою точку зрения по делу, самостоятельно осмыслив все факты. Вот такая интересная мотивация...

Сначала реакция на сократовский метод Лэнгделла была резко отрицательной: студенты жаловались, что они ничему не учатся и перестали посещать его занятия. Однако спустя три года в аудитории вновь стали появляться люди, а через 30-40 лет метод Лэнгделла, позже названный «метод кейсов», стали использовать школы по всей Америке.

Кейс — это проблемная ситуация, взятая из реальной жизни. Цель студентов состоит в том, чтобы проанализировать её в группах и выработать практическое решение. Далее все алгоритмы оцениваются и выбирается лучший.

Сейчас это одна из самых массовых технологий бизнес-образования среди других современных элементов. На западе разбору кейсов посвящается в среднем 35-40% учебного времени: в бизнес-школе Чикагского университета — 25%, в Колумбийском университете — 30%, а в Уортоне — 40%. Лидирует, конечно же, Гарвард, выделяющий на разбор конкретных кейсов почти 90% учебного времени.

Российские студенты-менеджеры пока что не решают и сотни кейсов за год, но сам метод — явление не столь новое для нашего образования. Впервые к нему проявили интерес в 20-ые годы. В 1926 году на конференция преподавателей по экономическим дисциплинам обсуждались вопросы применения различных методик в образовании, в том числе и «метода казусов». Несмотря на то что преподаватели хорошо понимали его преимущества, в СССР его долго не применяли — приоритетом были академические знания в чистом виде.

В 90-ые начался новый виток истории кейс-метода: сначала в университетах стали использовать переводные кейсы, но постепенно начали разрабатывать их самостоятельно. В конце 90-ых компания «Решение: учебное видео» выпустила уникальный продукт — игровой учебный видеокейс, а с 2007 компания Changellenge запусктила одноимённую серию кейс-чемпионатов. На данный момент четыре российские бизнес-школы являются членами ECCH. С одной стороны, это позволяет им работать с кейсами из мировой базы, с другой  —  регистрировать в ней собственные.

Как считают в Сколково, мир управления не устроен как набор научных предметов, он стал многообразным и как минимум взаимозависимым, поэтому традиционная модель «лекции, а потом семинары» перестаёт быть эффективной.


Максим Шпаковский, один из основателей Changellenge SPb

Метод кейсов — это разбор и анализ конкретных ситуаций. Он удобен тем, что, во-первых, не предполагает однозначного ответа на заданный вопрос. Во-вторых, вместо усвоения готовых истин студент вырабатывает их сам. В-третьих, разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно будет применить на практике в схожей ситуации.

— Кейс — это отличный инструмент, позволяющий решить проблему оторванности студентов от реальной жизни, которая заметно проявляется в таких профессиях как финансист, экономист, менеджер. Это не врачи, которые проходят постоянную практику в больницах и непосредственно работают с больными людьми. Соответственно, кейс — это тот же «больной» в сфере бизнеса — это реальная компания, у которой есть реальная проблема, которую надо решить, — считает Максим Шпаковский, один из основателей Changellenge SPb.

Постепенно кейс-метод перестаёт быть исключением в российском бизнес-образовании.

— Конечно, пока все заняты в основном организационными изменениями —переписываются учебные планы, разрабатываются модули. Но совсем скоро дело дойдет и до насыщения занятий той практикоориентированностью, о которой все говорят, и о которой написано в новых стандартах. Вот тогда, в том числе и кейс-метод, получит второе дыхание, — комментирует ситуацию Роман Сухов.

По мнению Игоря Гладких, возглавляющего Российский центр учебных кейсов, метод кейсов является нормой в бизнес-образовании России, во всяком случае, это справедливо по отношению ко всем ведущим вузам:

— Этот метод не позволяет решить всех образовательных задач, но без него невозможно представить образовательный процесс ни на бакалаврских, ни на магистерских программах, ни на программах профессиональной переподготовки и МВА. Другое дело, что не все вузы активно занимаются созданием собственных кейсов. Тем более, далеко не все создают специальные структуры, которые координируют этот процесс.


Игорь Гладких, директор Ресурсного центра учебных кейсов ВШМ СПбГУ

Одна из проблем в создании кейса — большие временные затраты. В среднем, написание кейса занимает от 3 недель до одного месяца, однако, после этого должен пройти ещё год, чтобы он считался полностью готовым.

Другая проблема — это связи в компаниях. Кейс — это ситуация, взятая из жизни, а точнее — из жизни бизнеса. Кейсы, написанные кабинетным способом, могут грешить дефицитом стратегической информации и отсутствием конкретных цифр. Для получения таких данных необходимо обращаться в компании, а выходы на них есть не у всех. К тому же, понятие коммерческой тайны ещё никто не отменял, и вполне возможно, что компания не захочет, чтобы какая-то часть информации была опубликована. Такие вопросы тоже нужно уметь решать.

Эксперты из Changellenge Spb и компании «Решение: учебное видео» сходятся во мнении, что значительным препятствием в распространении кейс-метода является немотивированность и незаинтересованность преподавателей. Некоторые из них просто предпочитают читать годами заученные лекции и слышать всю ту же информацию в ответ в виде рефератов. Другие не используют кейсы, потому что это требует дополнительных усилий по подготовке и проведению занятия и в то же время никак не поощряется.

И последняя проблема — недостаточное количество российских кейсов. Решение переводных кейсов может дать студенту определенные навыки, но получит ли он представление о российском рынке, разбирая примеры, касающиеся совсем другой реальности — и в налоговом, и в организационном, и в законодательном плане? Поэтому чем больше будет наших, оригинальный кейсов, тем лучше для нашего бизнес-образования.
http://iuni.ru/
Просмотров: 2680 | Добавил: lenlek | Теги: changellenge, кейсы, бизнес, кейс, менеджмент, сколково, образование, студент | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 154

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     
    Яндекс.Метрика
    Kirillova&C © 2024
    Яндекс.Метрика